Самые известные кораблекрушения на Мальдивах.

Раздел: География дайвинга

На Мальдивах были сотни кораблекрушений в течение нескольких веков, но из всех зарегистрированных крушений, шесть можно выделить отдельно. Вот они: Корбин Хэйстон Рэйвштейн

  • Персидский Торговец
  • Празер Аллегрия
  • Затопление Гураидхоо


  • Корбин.

    Корбин был французским судном 400 тонн, который плыл из Ст. Мало с Круассаном 18 мая 1601 года в поисках торговли с Востоком. Ведомый несчастьями и болезнями, Корбин был обречен на бедствие и встретил свой конец в Гоидхоо, или атолле Хорсбург, 2 июля 1962 года. Он перевозил груз с серебром и пытался спастись, но там была большая глубина.

    В начале путешествия случилось плохое знамение, когда сломалась мачта, и команда грозилась прыгнуть с корабля. Болезни и дезертирства начали угрожать экспедиции еще когда корабль не начал пересекать Индийский океан. Удушливая жара испортила много провизии, вода была гнилой, рыба и мясо испортились и были полны больших червей, масло превратилось в подсолнечное масло, свирепствовала цинга. Короткая остановка на 15 дней в Малаилли, одном из Коморских остров, намного улучшила ситуацию со здоровьем в команде до того, как они пересекли Индийский океан. 1 июля показались несколько рифов и островов, которые были распознаны как Мальдивы английским пилотом. Ночь предполагала вертеться на одном месте, и Корбин фактически был предоставлен самому себе. Ночью капитан был болен и в его койке помощник и второй помощник валялись пьяными, а охрана спала. Ранним утром 2 июля корабль врезался в риф.

    Из 40 выживших 12 человек украли лодку и направились в Индию. Только четверо из оставшихся пережили пятилетний плен. Одним из них был Франсуа Пирар, который написал о своих приключениях, когда вернулся. Это произошло в феврале 1607 года, когда экспедиция из Читтагонга вторглась в столицу, Пирар и его 3 товарища были забраны в Индию, откуда с оказией были отправлены во Францию. Иронично, что на борту Корбина была отличная пушка, которая в конечном счете освободила пленников. Обращение жителей Мальдив с Пираром и его товарищами было крайне жестоким, но их судьба было определена их же поведением в последние дни до кораблекрушения. Все серебро и драгоценности были погружены на дно судна, которое было затоплено после столкновения с рифом. То что осталось из серебра, было спрятано за пояса.

    Во время первой ночевки в Фулхадхоо они спрятали свои пояса из-за опасений, что будут обысканы островитянами. На протяжении долгого времени, моряки получали мизер еды и умирали от голода, тогда они откапывали монеты и предлагали их за еду, которую получали. Кроме этого, местные жители не могли дать им ничего и монеты начали кончаться.

    Пирар писал: "Те, кто имел деньги, и кто за это мог получить еду, забивали свои животы до отказа; и так как воздух в этой стране очень нездоровый для чужеземцев, даже для тех, кто жил с похожим климатом, многие заболевали и умирали один за другим, а те, кто были без денег и в большой нужде, приходили и раздевали их, забирали их деньги еще пока те были живы, те, кто выживал, дрались друг с другом за тех, кто умирал, двое дрались против двоих, бывший друг шел на друга, без всякого милосердия, наблюдая за тем, как закрываются глаза их товарищей и земляков без каких-либо попыток оказать помощь. Я никогда не видел такого жалкого и печального взгляда."

    Пирара с еще двумя членами команды забрали на другой остров, Фехендхоо. В отличие от остальных, у них не было поясов с деньгами и поначалу это принесло немало проблем, увидев, что у них нет ничего с собой, мало помалу местные жители давали им немного еды. Новость о крушении корабля и деньгах достигла Мале и на Фулхадхоо были высланы специальные уполномоченные, чтобы защитить место кораблекрушения от имени султана. Все товары и деньги с корабля автоматически переходили в собственность султана, а жителям Мальдив было запрещено что-либо продавать жертвам кораблекрушения. Когда на Фулхадхоо прибыл уполномоченный, он затребовал сказать, у кого есть деньги с корабля. Чтобы достать их, он аррестовал все жителей, даже женщин, засунул их пальцы в зажимы из палок и сдавливал их в железных застежках, чтобы увидеть говорят ли ему правду. Жители острова заточения Пирара не были в такой опасности, так как у него не было ничего, за что они были ему благодарны. Пирару стоилу огромного труда выучить их язык, что могло бы позволить определить его дальнейшую судьбу и получить взгляд на мальдивское общество, никогда ранее не виданное западным человеком, о чем он интенсивно писал.

    Пирар писал: "Я заметил, что ничто так не примиряет и не повышает доброжелательность людей, лордов и даже короля, как знание их языка, и по этой причине меня всегда предпочитали моим компаньонам, и меня больше ждали, чем их."

    Кораблекрушение Корбина так бы и осталось незамеченным историей, если бы не отчет, оставленный Франсуа Пираром. Его отчет о кораблекрушении и дальнейшем пленении, описании его жизни на островах и обычаях людей делает его книгу значащим источником для историков и студентов, изучающих историю Мальдив и культуру.

    Хэйстон.

    Хэйстон, трехмачтовое английское судно под командованием капитана Сарториуса, выплыло с Иль-де-Франс (сейчас Маврикий) в Калькутту 1 июля 1819 г. Несколько дней плохая погода мешала наблюдению с корабля и 20 Июля в 8 часов вечера, были замечены рифы в вязкой темноте. Не было времени уворачиваться и корабль налетел на риф у атолла Маамакунудхоо на северо-западе Мальдив. В течении 15 минут трюмы наполнились до 2,5 м. водой и команда корабля осталась во власти стихии.

    Следующим утром моряки обнаружили, что они наплыли на такой огромный риф, что он простирался настолько, насколько хватало глаз, и полностью накрывался водой во время приливов. С помощью телескопа они разглядели небольшой островок в 25 км. от них, который они назвали "Остров Надежды". 22-го три матроса попытались добраться до него на плоту, но их больше никто не видел.

    24-го каждый матрос был занят строительством большого плота, на котором все могли бы уместиться, но когда он был почти закончен, моряки Ласкара перерезали веревку и уплыли. Одному человеку, который попытался до них добраться, они угрожали топором.

    Из корабля достали длинную лодку, но она была повреждена рифом и уплыла по течению с женщиной, ее двумя дочерями и тремя мужчинами, о которых больше не слышали. Затем был спущена небольшая шлюпка, но она опрокинулась и раскололась на рифе.

    Была замечена мальдивская лодка, плывущая в их направлении, и офицер Шульц с несколькими членами команды погнался за ней. После нескольких часов гребли они обнаружили, что застряли между рифами.

    Еще двое матросов, Серанг и его брат, были отделены он оставшихся, когда они гребли на плоту между местом кораблекрушения и рифом, были пойманы потоком в течении и их унесло по течению к юго-востоку. В другом случае, была натянута веревка между рифом и кораблем, и маленький мальчик погиб, пытаясь вернуться назад на корабль.

    Наконец, 26-го несколько моряков погрузились на небольшую шлюпку и поплыли к Острову Надежды. Они были обнаружены рыбаками с острова Макунудхоо и оставшиеся пассажиры были спасены. Выжившие прибыли на Мале 4 августа и были встречены с большим гостеприимством.

    10-го августа, Серанг и его брат прибыли на Мале. После того, как их унесло течением на плоту, они потратили 3 ночи и 4 дня в море и проплыли 11 островов, прежде чем высадились на необитаемый остров. Они оба были очень слабы и выжили, питаясь кокосами, до того как их спасла проплывающая рыбацкая лодка. Они были доставлены на остров, где жили рыбаки и были встречены с добротой.

    14-го августа, шестеро Ласкарцев, которые украли большой плот, прибыли в Мале. Они прибегли ко лжи, чтобы объяснить свой позорный характер, ссылаясь на то, что плот был разрушен, уплыл по течению и течение унесло их. Несмотря на их предательство, они были приняты султаном на равных.

    Кораблекрушение Хэйстона отмечено человечностью жителей Мальдив и велекодушием султана. Во всех случаях, пострадавшие были хорошо обеспечены и султан не позволял им платить за что-либо в своей стране.

    Офицер Шульц писал: "Пусть христиане думают, что исповедуют религию, которая несет милосердие, но надо было оказаться на их месте, чтобы попробовать проявить добродетель и человечность."

    Рэйвштейн.

    800-сот тонный голандский Рэйвштейн плыл в Джакарту из Нидерландов со значительным грузом золота и серебра, когда он сел на мель у острова Мадхувери в атолле Мулаку 8 мая 1726 года. Но 9 сундуков с серебром и один сундук с золотом были найдены. Капитан Энтони Клинк послал остаток команды на Мале, в то время, как сам остался на один месяц на острове, возле которого было потеряно судно. Высокомерное поведение Клинка проверяло терпение местных жителей, в особенности султана Ибрагима Искандера II (1720-50 гг.). В письме, посланном голландскому правителю Цейлона, султан сказал, что Клинк ничего не сделал, но передал жалобу местных жителей.

    Султан писал: "Он (капитан) рассчитывал, что они будут работать как европейские моряки, не принимая во внимание тот факт, что они были лишь несчастными созданиями, добывающими на жизнь мелкими услугами и жившими в угнетении. Теперь Вы - осведомленный джентльмен относительно природы островитян."

    Когда капитан прибыл на Мале 13 июня, он потребовал от султана 50 человек и четыре больших лодки, чтобы спасти имущество компании. Султан был обескуражен этим наглым требованием и не дал ответа, в любом случае, он не подготовил лодки, так как судно было выброшено в такое место, куда маленькая лодка могла добраться с большим трудом из-за бурного моря и опасной навигации.

    Голландцам было предложено вернуться к попыткам спасения имущества в спокойные месяцы, и команда разбитого Рейвштейна вернулась на Цейлон с сундуками золота и серебра, а также другими товарами, спасенными с места кораблекрушения.

    Персидский торговец.

    Ночью в августе 1658 года, пять месяцев спустя после отплытия из Англии, Персидский Торговец потерпел крушение на атолле Маамакунудхоо на пути в Бенгал. На борту было 8 сундуков серебра и возможно золота из Западной Африки. Была попытка спасения товаров во время крушения, но оказалась неудачной.

    Многие утонули, но 50 выживших были хорошо встречены островитянами и спустя месяц им дали хорошую лодку, на которой они поплыли в Шри Ланку. Среди выживших были капитан Роджер Вильямс и капитан Роджер Мидлтон, который написал отчет о своих приключениях своей семье по прибытии в Индию.

    Мидлтон сказал, что корабль быстро наполнился водой, оставив выживших ни с чем, и в течение 4 часов развалился на части. Одна лодка затонула под кораблем, осталась одна для спасения утопающих. Выжившие выбрались на необитаемый остров к югу от Макунудхоо с помощью лодки и частей корабля, но остались без еды, питья и средств к существованию.

    Мидлтон писал: "Оставшись без еды, мы выбрались на остров. Мы нашли колодец с водой, мы пили как голуби с запрокинутыми головами. Напившись воды, с хорошим проведением мы нашли кокосовые деревья, которые были как едой, так и оплатой, далее мы пошли вдоль моря и нашли на мели рыбу, и в поисках огня стали тереть друг о друга деревянными палочками, пока они не загорелись, так мы жили там 10 или 12 дней, не зная как к нам отнесутся соседние островитяне, про которых старые моряки говорили, что они разрежут нам горла. Наконец на остров прибыло 3 лодки, полных островитян, которых мы боялись но не могли сопротивляться."

    Пораженные моряки были взяты на остров Кубурудхоо (Южный Тхиладхунматхее) "где у нас была рыбо и много хороших вещей, таких как мед и рис, которым мы питались как фермеры". За одну золотую цепочку и 100 долларов одного из торговцев они получили судно и поплыли на Цейлон.

    Празер Аллегрия.

    Празер Аллегрия покинул Лиссабон, Португалия, 8 ноября 1843 года с 84 каторжниками, сменными офицерами и другими, и оправился в Гоа, Индия. Он достиг мыса Доброй Надежды с потерей 29 каторжников от цинги и 16 марта 1844 года команда увидела несколько островов, которые капитан определил как Мальдивы. С течением в 3 мили в час, несущим к земле, капитан продолжил прежний курс.

    Майор Квинхоунс, который был ответственным за каторжников, написал рапорт о бедствии:
    В 4 часа вечера корабль был недалеко от берега, на котором мы отчетливо видели людей; затем была небольшая лодка, заполненная чернокожими с английскими флагом на корме, которая плыла с островов. Добравшись до корабля, один из мавров указал вперед на канал, который лежит между трех из четырех островов. Капитан пригласил мавров на борт, но когда они увидели там каторжников, испугались, спустили флаг и уплыли. Так мы были подхвачены потоком, который с каждым моментом приближал нас к земле и к коралловому рифу, который лежал напротив второго острова. Ночь была темной, и была молния; на боках судна непрерывно появлялись бреши, насаживая еще больше корабль на риф, штурвал был сломан, корабль остановился, но корабль дал большую течь. Все мы работали насосами, но уменьшить уровень воды было невозможно.

    Корабль столкнулся с рифом у острова Мули в атолле Мулаку утром 18-го числа, пассажиры и команда были перенесены на остров Мули без потерь. На следующий день две длинных лодки и нанятая у островитян лодка были посланы, чтобы добыть провизию, но все 3 лодки затонули. 11 жизней были потеряны, большинство каторжников.

    На острове Мули осталось 104 выживших. Через 5 дней их транспортировали на "Остров Короля". Путь на Мале занял 7 дней, приходилось днем плыть, а ночью стоять. Капитан нанял 2 катамарана, чтобы перебросить выживших на Цейлон, среди которых было 2 женщины и 3 ребенка.

    Затопление Гураидхоо.

    В 16-ом веке китайский корабль с грузом фарфора и китайское торговое судно потерпели крушение недалеко у острова Гураидхоо в атолле Южный Мале. Эту историю лучше всех переда Пирар, который посетил остров в 1605 году.

    Пирар писал: "Я был на острове один день и видел мачту и штурвал корабля, который был потерян там. Мне рассказали, что это был богатейший корабль. Он имел на борту 500 человек, женщин, мужчин и детей, перевозящий в Индию многие семьи. Из этих 500 человек почти все утонули, в живых осталась только сотня. Этот корабль прибыл с Сунды (Индонезия), нагруженный всякими видами специй и другим товаром из Сунды и Китая. Рассматривая только мачту этого корабля, я представлял самый большой корабль, которого я еще не видел, и король Мальдив построил навес во всю длину мачты, чтобы сохранить ее как большую редкость. Я видел еще другую мачту и ее верхушка была намного больше португальских. То что я увидел, говорил о том, что в Индии корабли строят больше и качественней, чем в Португалии или где-нибудь еще в мире. Самые большие корабли, построенные в Арабии, Персии, Могоре, имели до 2000 человек на борту."

    Старики на Гураидхоо до сих пор говорят о деревянном корабле, потерпевшем крушение на Медху Фару около Гураидхоо века назад; но никаких видимых останков не было найдено.

    Hosted by uCoz