Ищем хорошего инструктора по дайвингу
Раздел: Обучение дайвингу
Собираетесь ли вы пройти курс обучения подводному плаванию впервые или считаете, что настало время освоить нитрокс, прочитайте эту статью Джона Харди, которая поможет Вам правильно выбрать своего подводного наставника.В подводном плавании инструктор - все равно, что страж у ворот этого вида занятий - без серификации погружаться под в оду нельзя, а сертификацию может дать только инструктор. Как же найти инструктора, который наилучшим образом соответствует Вашим потребностям? При нынешнем обилии инструкторов и систем обучения, приводимые ниже советы помогут Вам в ситуации, когда Вы решили пройти начальный курс или же готовы продолжать постижение подводных наук на более высоком уровне. Как человек, Ваш инструктор должен быть заботливым, понимающим и терпеливым.
В силу самой природы процесса обучения, именно таковы отличительные черты любого хорошего преподавателя.
Первое, что нас интересует - физическая и моральная форма. В том виде деятельности, где хорошая физическая форма и правильный настрой - одно из требований, предъявляемых к курсантам, только логично ожидать от инструктора того же самого, и данный критерий имеет гораздо более важное значение, чем простое воздействие личным примером. Ведь Ваш инструктор должен быть в состоянии помочь Вам, если у Вас возникли проблемы под водой. Более конкретно, инструктор подводного плавания должен быть в хорошей физической форме и ни в коем случае не должен находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения - или даже похмелья.
Умение. Подлинная проверка инструктора - его поведение в воде. Инструктор должен быть очень умелым и опытным подводным пловцом, вода должна быть для него родной стихией. Еще раз напоминаем Вам, что именно этот человек призван помочь Вам в случае любых неприятностей.
Далее, что стоит выяснить у инструктора – его полномочия. Не стесняйтесь попросить у Вашего будущего инструктора действующий сертификат и подтверждение страховки. И то, и другое раз в год истекает в большинстве систем обучения. Любой инструктор, заслуживающий Вашего внимания, охотно покажет Вам свои документы и будет рад, что Вы их спрашиваете. Если у Вас возникают сомнения, то можно, конечно, и связаться с сертифицирующей организацией инструктора.
Активность. Разумеется, необходимо, чтобы Ваш инструктор был активным подводным пловцом, а не человеком, который преподает лишь время от времени и ныряет только в процессе обучения. Инструкторы, которые посещают разнообразные семинары и конференции, участвуют в разного рода мероприятиях, связанных с подводным плаванием, регулярно обучают курсантов и тем не менее все же ныряют самостоятельно - ради самосовершенствования и удовольствия, всегда лучше информированы, лучше ведут себя в воде и в конечном итоге предлагают лучшие курсы.
Энтузиазм. Вы начинаете заниматься подводным плаванием ради удовольствия - и именно таковым должен быть подход Вашего инструктора. Безопасность - очень важная вещь, но слишком многие инструкторы упускают из виду более широкую картину и саму цель Ваших занятий - то есть, подготовить Вас к тому, чтобы получать удовольствие от знакомства с подводным миром, не подвергаясь при этом риску и опасностям. Кроме того, опытный инструктор должен всегда быть готов к любым неожиданностям.
Использование учебной системы. Системы обучения повышают эффективность подготовки, и ни один инструктор не должен преподавать без них. В системы входят учебники и пособия, презентации по заранее подготовленным тезисам, аудиовизуальные средства и стандартные комплексы упражнений для отработки навыков в воде. Кроме того, в рамках систем обучения существует несколько важных форм, которые гарантируют, что и Вы, и Ваш инструктор соответствуете учебным, моральным и юридическим требованиям данного курса. Сюда относятся: медицинские формы, отказы от ответственности, подтверждения понимания и учебно-регистрационные лркументы. Все эти формы следует заполнять честно, полностью и вместе с Вашим инструктором. Эффективность общения. Инструкторы подводного плавания должны использовать правильную терминологию, избегать вульгарностей и не разговаривать свысока с курсантами любого возраста и уровня подготовки. Кроме того, инструкторам следует избегать "морских рассказов", держать свои мнения и убеждения, не связанные с подводным плаванием, при себе и не приносить в классы свои личные проблемы. Способность сказать. Инструктор должен быть способен эффективно общаться и четко выражать свои мысли как на поверхности, так и под водой.
Не бояться намокнуть. Как только это возможно, инструктор подводного плавания должен быть в воде (в бассейне или на открытой воде) вместе со своими курсантами - помогать, поправлять, ободрять, демонстрировать и в целом показывать обучаемым, что и инструкторы умеют нырять.
Немедленно решать возникающие проблемы. Инструкторы должны быть сосредоточены на наиболее насущных и важных проблемах, возникающих у курсантов - дыхании, движениях и выравнивании давления. Другие проблемы могут быть решены на более поздних этапах, в том числе, при помощи текстов и аудиовизуальных материалов.
Быть в контакте. Один из наиболее ценных методов общения и ободрения курсантов инструктором, а также определения уровня стресса курсантов - физический контакт инструктора с курсантами в воде, например, положив руку им на плечо. К этому должны спокойно относиться как курсанты, так и сам инструктор, в том числе и потому, что в последствии, в ходе погружений с напарниками, это просто необходимо.
Не принуждать курсантов. Инструктор никогда не должен принуждать курсантов к выполнению упражнений, к которым они не чувствуют себя готовыми. Ободрять и помогать - да, но не принуждать. Чрезмерное напряжение ведет к ошибкам, из-за которых происходят несчастные случаи.
Избегать травмирующих скачков. Обучение подводному плаванию в теплом и прозрачном бассейне, где видны стенки и где невелика глубина, к тому же лишь с минимальной теплозащитой, сильно отличается от прыжка с бота на неспокойном море с полным снаряжением, включая защитный костюм и тяжелый грузовой пояс, на большую глубину и при ограниченной видимости. Такого травмирующего скачка можно избежать, если использовать полное снаряжение в бассейне, а первое погружение в открытой воде совершать в максимально облегченных условиях.
Заботиться о безопасности и проявлять ответственный подход. В значительной мере обучение подводному плаванию заключается в привитии курсантам ответственного подхода и заботы о безопасности. Для этого инструктор должен действовать личным примером - как во время занятий, так и во время "реальных" погружений. Сюда относятся такие привычки, как забота об окружающей среде, использование надлежащего снаряжения и оборудования и следование тем принципам безопасности, которым обучаются курсанты.
Делать упор на получение удовольствия. Превыше всего остального, и инструктор, и слушатели должны получать удовольствие от занятий как подготовки к последующим погружениям с аквалангом в увлекательном подводном мире.