Страховка
Раздел: Безопасность дайверов
Любое подводное погружение должно быть надежно подстраховано на поверхности из соображений безопасности.Вынырнувший на поверхность человек весьма неуклюж в своем громоздком снаряжении. Если место погружения удалено от берега, необходим транспорт для перемещения подводника на сушу. В теплой воде человек в гидрокостюме может болтаться долго — надо лишь наполнить КП. Поэтому в теплых морях страхуют ненавязчиво: судно встает на якорь или дрейфует около расчетного места всплытия аквалангистов. После их появления на поверхности и обмена соответствующими сигналами судно их подбирает или высылает лодку, или же остается на месте, а люди сами плывут "на борт".
В холодных морях человеку даже в хорошем гидрокостюме угрожает гипотермия, поэтому его время на поверхности воды ограничено, причем после длительного погружения этот предел еще меньше. Поэтому в умеренных широтах и на севере безопасность повышают при помощи весельной лодки, которая "ходит над пузырями", т.е. постоянно находится на поверхности над "выдыхаемыми" пузырями аквалангистов. В этом случае подводники, наблюдая за силуэтом лодки во время всплытия, выныривают рядом с бортом и, таким образом, проводят минимальное время на поверхности после погружения.
Применение страхующей лодки позволяет максимально быстро оказать помощь пострадавшему подводнику в аварийной ситуации, так как уже не требуется, задыхаясь от физического и психического напряжения, плыть к берегу или катеру. Статистика показывает, что немало летальных случаев от ДБ или других заболеваний вызвано именно долгой и утомительной транспортировкой пострадавшего до суши.
Наличие в страхующей лодке не просто гребца, но аквалангиста, одетого в гидрокостюм, и двух запасных аквалангов еще эффективнее обеспечивает безопасность погружений. Страхующий подводник всегда готов придти на помощь товарищам, захватив с собой дополнительный аппарат на случай, если у тех воздух на исходе. По правилам многих водолазных служб и подводных центров, наличие запасных аквалангов на поверхности строго обязательно — ведь это лишний шанс устранить или по крайней мере ослабить симптомы ДБ (см. главу 3.4).
Если ведутся какие-либо работы под водой, "хождение над пузырями" страхующей лодки также необходимо, поскольку тогда подводникам легче подниматься за дополнительным оборудованием и передавать из воды отработавшие приборы или собранный научный материал.
Если погружение производится рядом с берегом, присутствие лодки желательно, но необязательно, поскольку в такой ситуации быстрее и проще доплыть до берега, нежели передавать снаряжение и забираться в лодку, с тем чтобы минуты через три все это перегружать на берег. Волнение на море или сильный прибой лишь усложнят выход на сушу с помощью лодки. На берегу должен стоять страхующий и зорко наблюдать за пузырями. При несчастном случае или при угрозе срыва подводных работ он принимает экстренные меры: прыгает в воду и помогает вытащить пострадавшего, садится в лодку с запасным снаряжением и передает его тем, кто в нем нуждается, сообщает о ЧП соответствующим службам и т.д.
В условиях, когда аквалангист может заблудиться или потерять ориентацию, страхующий в лодке или на берегу держит в руках страховой конец, обмотанный вокруг талии пловца. Кроме надежной страховки, конец можно еще использовать и как сигнальный для связи с поверхностью (см. главу 4.2). Если с подводником случается несчастье, страхующий вытягивает его из воды. Концы обязательны при погружениях в затопленных шахтах, под лед, на гидросооружения, в мутной воде, а также при одиночном плавании, т.е. в нестандартных условиях с повышенным риском.
В открытом море, в местах с сильными течениями и при волнении, когда пузырей практически не видно, используют красно—белый буй, по которому всегда можно определить местонахождение аквалангистов. Нередко буем управляет один из членов группы, который держит конец в руках, по необходимости его удлиняя или выбирая слабину. Вместо буя часто используют специальный флаг, прикрепленный к поплавку — красный с белой полосой по диагонали или (при учебном погружении) — с двумя белыми полосами. Он служит не только ориентиром собственному судну или страхующей лодке, но и предупреждением проходящим катерам. Если аквалангисты работают под судном, вместе с бело—красным поднимают V—образный альфа — флаг бело — голубого цвета.
Ночью страхующий в лодке следит уже не за пузырями, поскольку их практически не видно, а за кругами света от фонарей подводников (если они погружаются неглубоко). В лодке должен быть яркий фонарь, которым подают сигналы как под воду, так и на берег или основное судно. Корабль стоит с зажженными огнями, а на берегу разводят костер для ориентации аквалангистов, всплывших на поверхность. Подводникам в ночное время желательно иметь маячки, которые закрепляют на баллоне или КП так, чтобы они не слепили своего обладателя. В последнее время для тех же целей стали применять светящиеся палочки с химическим светом. Они состоят из двух половин, разделенных стеклянной перегородкой и наполненных реагентами. При легком перегибании пластмассовой палочки перегородка ломается, и вещества вступают в химическую реакцию с выделением зеленого или голубого света.